23.09.2014

Томские ученые создают новый тепловой дефектоскоп-томограф

Томские ученые создадут к 2015 году для отечественного авиапрома первый в РФ переносной тепловой дефектоскоп-томограф.
 
Новинка позволит находить скрытые дефекты в панелях самолетов. На данный момент специалисты ТПУ создают программное обеспечение для подобных зарубежных приборов по заказу авиастроительной корпорации Airbus.
 
Как сообщил профессор "Томского политехнического университета" (ТПУ) Владимир Вавилов, еще в конце 1980-х годов ученые вуза получили советский патент на применение принципа тепловой томографии. В настоящее время на основе метода в ТПУ разрабатывают новый тип прибора для поиска дефектов в композиционных материалах, используемых в авиастроении.
 

"Финансирование проекта со стороны университета - 7 миллионов рублей, еще столько же - со стороны корпорации Airbus в качестве софинансирования. Для РФ мы делаем компактный прибор, не имеющий отечественных аналогов, для Airbus разрабатываем "начинку" для западных дефектоскопов, то есть программный продукт", - уточнил профессор.


Прибор является безопасным для персонала, обеспечивая при этом высокую производительность испытаний. Портативный тепловой дефектоскоп-томограф может быть использован для неразрушающего контроля композиционных материалов как на заводах-изготовителях, так и в ангарах авиационно-технических баз аэропортов.


Вавилов пояснил, что в настоящее время для выявления таких дефектов используется ультразвуковой метод. Ультразвуковой контроль является точечным и требует много времени для сплошного осмотра поверхностей большой площади. С помощью нового прибора, включающего инфракрасный тепловизионный модуль, источник нагрева и специализированный софтвер, можно будет контролировать сразу значительные участки самолета.


"Речь о дефектах, которые возникают в панелях из углепластика - в фюзеляже, элеронах, закрылках, рулях высоты и направления самолетов - из-за ударов багажа при погрузке, столкновения с птицами, града и тому подобных причин. Такие дефекты не видны на поверхности, они "уходят" внутрь материала и представляют опасность при дальнейшей эксплуатации самолетов. Мы предлагаем новый способ обнаружения дефектов", - сказал он.


и-Маш. Ресурс Машиностроения.