05.07.2015

Компания "Хеливейл" представила свой сверхлёгкий скоростной вертолёт "Афалина"

ООО "Хеливейл" (HeliWhale, г. Кемерово) разработало уникальный легкий многоцелевой скоростной вертолет (МСВ) "Афалина".

Российская разработка работает на обыкновенном автомобильном бензине и, по словам разработчиков, не имеет мировых аналогов. Предполагается, что в 2016 году компания займется серийным выпуском данного МСВ "Афалина", который способен решать большой круг задач, в том числе специальные задачи в интересах МЧС, МВД и других российских структур.


"Афалина" - это легкий двухместный однодвигательный вертолет, построенный по двухвинтовой соосной схеме, с тандемным расположением пилотов. В основе его аэродинамики используется дальнейшее развитие концепции АВС (Advancing Blade Concept). Максимальная скорость небольшого вертолета составляет 250 км/ч (крейсерская скорость 210 км/ч), а максимальная дальность полета 750 км. Взлетная масса вертолета не превышает 500 кг. При этом машина на данный момент времени обладает лучшими в своем классе летно-техническими характеристиками и соответствует всем основным современным запросам со стороны потребителей подобной продукции. Скоростные возможности вертолета и увеличенный размер его кабины обеспечивают дополнительный уровень комфорта при его эксплуатации.


Стоит отметить, что у кемеровских вертолетов необычная конструкция. По словам владельца компании HeliWhale Якова Колесника, в 2013 году был получен патент на систему управления соосными несущими винтами скоростного вертолета. Использование соосной схемы вертолета предполагает отсутствие винта, располагаемого на задней оси. Вертолеты соосной схемы отличаются несколько более сложным строением, но и коэффициент их полезного действия выше.


Принимая во внимание тенденции развития индустрии и те запросы, которые ставит растущий российский авиационный рынок, конструкторы компании "Хеливейл" начали работу над созданием скоростного вертолета для авиации общего назначения.


Компания HeliWhale принадлежит акционеру "Кузбасс Капитал Инвест" Якову Колеснику.


Помимо "Афалины" в активе компании имеется "Афалина Турбо" - вертолет способный развивать в воздухе максимальную скорость до 300 км/ч. Предполагаемая цена будущих винтокрылых машин - около 150 тысяч долларов.


"Многие спрашивают нас, где мы берем запчасти для вертолета? Так вот, мы их нигде не берем, а сделали их сами. Ни у кого ничего не крали. В нашем проекте чужое лишь то, что в нашей стране делать не умеют - это "движок" и электроника, то есть навигационное оборудование. Все остальное - рамы, фюзеляж, лопасти, сидения - придумывалось и изготовлялось в Кемерово", - рассказал журналистам Колесник.


В качестве двигателя на "Афалине" используется немецкий Rotax 914 UL мощностью 115 л.с. Выбор двигателя был обусловлен тем, что поршневые двигатели компании Rotax отличаются высокими экономическими показателями, а также обладают большим ресурсом работы. Такой двигатель в десятки раз дешевле газотурбинного двигателя малой размерности и потребляет немного топлива в крейсерском режиме работы (до 18-22 литров в час). При этом двигатель работает на обыкновенном автомобильном топливе - бензине Аи-95, который широко представлен в России, а не на специальном авиационном керосине.



Главный редуктор - это собственная разработка кемеровской компании. Используется двухступенчатый редуктор. Первая ступень редуктора - цилиндрическая косозубая, вторая ступень - двухпоточная коническая зубчатая передача с круговым зубом. Во второй ступени редуктора были размещены датчик температуры масла, сигнализатор стружки и датчик оборотов несущего винта. Двигатель вертолета и редуктор связаны между собой трансмиссией, которая имеет в составе демпфирующую упругую резиновую муфту и муфту включения (в одном агрегате).


Несущая система вертолета - соосные синхронизированные винты. Лопасти выполнены из углепластика, они жестко закреплены во втулках.

Фюзеляж вертолета: рама ферменная, сварена из труб (Ст20). Кабина вертолета, хвостовая балка и оперение машины выполнены из стекло-углепластика. Расположение пилотов в кабине тандемное, управление вертолетом спаренное. Для поддержания в кабине пилотов необходимой температуры на борту имеется система вентиляции и обогрева воздуха.



Шасси вертолета полозковое алюминиевое. Для транспортировки машины по земле предусмотрен монтаж съемных колес, которые позволяют всего одному человеку без особых проблем транспортировать вертолет на место его стационарного базирования.



Особенностью вертолета является возможность установки быстродействующей парашютной системы МВЕН "Кобра"-500 - пиротехническая система с принудительным раскрытием парашюта, которая в состоянии спасти груз массой до 500 кг.


Летно-технические характеристики вертолета "Афалина":

    Габаритные размеры: длина - 7,2 м (без лопастей), ширина - 1,85 м, высота - 2,8 м, диаметр несущих винтов - 6 м.
    Количество несущих винтов - 2 (по 6 лопастей).
    Взлетная масса - 500 кг.
    Масса конструкции - 270 кг.
    Масса полезной нагрузки - 180 кг.
    Силовая установка - Rotax 914 UL (115 л.с.).
    Расход топлива - 18-22 л/час.
    Максимальная скорость полета - 250 км/ч.
    Крейсерская скорость полета - 200 км/ч.
    Дальность полета максимальная - 750 км.
    Статический потолок - 2000 м.


и-Маш. Ресурс Машиностроения.